Правильно ли мы определили ваш регион - Москва?

Да
Нет

Выберите регион:

  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Ростов-на-Дону
  • Нижний Новгород
  • Екатеринбург
  • Казань
  • Новосибирск

Москва
Каталог товаров
Товар добавлен в корзину.
+ подарок
Изображение товара
Кол-во:
Стоимость: Р-
Итого:  Р-
Товар добавлен к сравнению.

Добавлен к сравнению.

Перфоратор. Пособие по правильному выбору

28.06.2016

Обложка.jpg


  Перфоратор – инструмент, предназначенный для серьёзных и притом - постоянных ремонтно-строительных работ. При периодическом применении его можно и арендовать, но если подобное направление в трудовой деятельности является постоянным, есть смысл приобрести подобный инструмент для собственных нужд. И тогда, как в поговорке: «семь раз отмерь, один раз отрежь»…

Виды и классификация перфораторов

В отличие от обычной электрической дрели, рассматриваемое устройство предназначено для производства силовых работ, преимущественно в разнообразных бетонных конструкциях, а потому более массивно, и обладает электродвигателем значительно большей мощности. Часто перфораторы путают с ударными дрелями, но это не совсем одно и то же: в ударных дрелях функция динамического воздействия направленная на разрушение материала, считается вспомогательной. Поэтому, не рассчитанный на подобный режим  использования электродвигатель ударной дрели довольно быстро перегревается. Учитывая это обстоятельство, ряд фирм (например, российская Энкор) конструируют и производят перфораторы, которые могут успешно выполнять также и менее энергоёмкие операции, например, сверление отверстий, штробление небольших пазов и т.п. Именно таким инструментам стоит отдавать предпочтение при выборе.

Таким образом, перфораторы можно классифицировать по следующим признакам:

  1. 1.  По виду своего применения (бытового предназначения или профессиональные).

  2. 2.  По количеству предлагаемых эксплуатационных режимов использования (от одного до трёх).

  3. 3.  По весу (условно «лёгкими» считаются перфораторы массой не более 3 кг, соответственно средними, у которых массе не превышает 5 кг; более тяжёлые уже можно отнести скорее, к отбойным молоткам).

  4. 4.  По характеру привода – электрический (как от стационарной сети, так и от аккумуляторов, предлагаются также и комбинированные исполнения), пневматический, либо от двигателя внутреннего сгорания. В быту однозначные потребительские преимущества получают электроинструменты, поскольку далеко не каждый хозяин (за исключением квалифицированных автолюбителей) может иметь в своей личной мастерской компрессор, а бензиновые перфораторы менее гигиеничны в применении, да и характеризуются избыточной мощностью, которая в полной мере редко реализуется.

Электроперфораторы не рекомендуется использовать лишь в следующих ситуациях:

  • ·   При работах на загородных участках, где расстояние до места работ до ближайшего источника электроэнергии превышает 20 м;

  • ·   Если существует взрывоопасная обстановка, в частности, одновременное сочетание высокой температуры окружающей среды и наличия мелкодисперсной пыли;

  • ·   При наклонном бурении глубоких – более 2 м – скважин, как прямых, так и наклонных, причём в тяжёлых, преимущественно скальных, грунтах. 

Однорежимные электрические перфораторы фактически представляют собой несколько усиленный вариант дрели, наличие двух рабочих режимов переводит устройство в категорию ударных дрелей, а трёхрежимные перфораторы успешно выполняют также функции направленного локального разрушения строительных конструкций. Соответственно, выбор в пользу трёхрежимного перфоратора считается наиболее дальновидным.

Патроны для перфораторов:  устройство и особенности

Основной узел перфоратора – его патрон, его исполнение устанавливает технологические возможности инструмента и условия его оптимального использования. Патрон перфоратора определяет также и его жёсткость, поскольку данный электроинструмент всегда работает при  повышенных вибрационных нагрузках.

В профессиональной среде бытует аббревиатура SDS, которая выполнена от трёх слов немецкого языка – steck, dreh, sidzt (вставь, поверни, закреплено). Именно подобным образом обозначаются современные системы патронов для перфоратора. Но так было не всегда. Первые патроны перфораторов были кулачкового типа, подобно тем, которые и сейчас применяются в приводных дрелях. Фиксация рабочего инструмента в таких патронах производилась при помощи обачного цангового зажимного механизма, который фиксировал сверло, при помощи специального ключа, а то и вручную. Естественно, при продолжительной работе инструмента крепление ослабевает, и возможен риск разрушения насадки с высокой вероятностью получения травмы. Кроме того, сам процесс замены рабочей насадки являлся достаточно длительным.

Вариант с наличием быстрозажимного патрона облегчает переустановку насадки, поскольку при этом зажим производится простым поворотом муфты (их может быть две или одна, соответственно, и замена выполняется одной рукой, либо двумя). Время переналадки сокращается, но конструктивно такой перфоратор обязательно должен снабжаться системой автоматического блокирования вала.

Революцию в данном вопросе произвела известная немецкая фирма Bosch. Разработанные ею в своё время перфораторные патроны SDS не требуют муфты для замены насадки  – патрон необходимо лишь придерживать. Обеспечивается это особой конструкцией хвостовика рабочего инструмента – хвостовик снабжён четырьмя пазами, два из которых – открытые, а два – закрытые (т.е., не доходят до торца). При этом открытые пазы предназначены для вставки сменной насадки, и выполняют роль своего рода направляющих, в то время как закрытые выполняют фиксацию насадки, для чего в корпусе патрона имеются специальные шарики из закалённой стали. Простой поворот хвостовика обеспечивает попадание шариков в пазы, после чего насадка надёжно заклинивается в требуемом положении.

Чтобы насадка легче входила в SDS-патрон, её предварительно смазывают. Естественно, что ввиду имеющихся зазоров  на холостом ходу перфоратора такие патроны вибрируют, но при практическом использовании инструмента нагрузки возрастают, и такое радиальное биение не сказывается ни  на точности работ, ни на долговечности патрона. Разработано четыре разновидности SDS-патронов:  SDS-plus, SDS-max, SDS-top и SDS-quick. Различия между ними заключаются в следующем:

1.  Предельный диаметр хвостовика для патрона SDS-plus составляет 10мм, соответственно, диаметр рабочей части насадки не может превышать 40 мм. Такие патроны считаются оптимальными для перфораторов лёгкого и среднего исполнений, и в состоянии выполнять операции, энергия для реализации которых не превышает 5 Дж.

2.   Патроны типа SDS-max рассчитаны на значительно более энергоёмкие операции – до 30 Дж. Таким образом, диаметр посадочной части насадки возрастает до 18 мм, а рабочей – до 60 мм. Фактически это уже параметры профессиональных исполнений перфораторов, с соответствующей стоимостью агрегата. Поэтому такие перфораторы есть смысл приобретать только у проверенных брендов (в линейке перфораторов от Энкор, в частности, такой моделью является Энкор ПЭ-1050/40Э).

3.   Патрон конструкции SDS-top занимает промежуточное положение в линейке систем SDS.  При диаметре хвостовика 14 мм обеспечивается установка насадки с рабочим диаметром 32 мм. Соответствующего класса применяется и перфоратор, причём все подобные модели обычно предназначены для работы как с патронами SDS-plus, так и с патронами SDS-top.

4.    Оригинальностью своего конструктивного решения отличается патрон SDS-quick. В хвостовике насадок, которые могут работать с таким патроном, предусмотрены на пазы, а выступы. В результате перфоратор видоизменяется в ударную биту, а  для его работы можно использовать и рабочий инструмент с шестигранным хвостовиком. Применяются патроны SDS-quick заметно реже, чем вышеописанные разновидности. 



3.jpg


Конструктивные узлы перфораторов

Любой перфоратор с электроприводом включает в себя:

  • ·   Электродвигатель;

  • ·   Ударный механизм;

  • ·   Систему гашения возникающих вибраций;

  • ·    Узел управления работой.

  • ·    Корпус;

  • ·    Предохранительную муфту;

  • ·     Редуктор.

Независимо от способа питания, в качестве привода используются двигатели коллекторного типа, а  вот их размещение в агрегате может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Горизонтальный вариант предусматривается, главным образом, в перфораторах лёгких и средних моделей, поскольку при этом габаритные размеры перфоратора – минимальны, и следовательно, его можно удобно разместить для использования в ограниченных пространствах. Однако при этом возрастают эксплуатационные нагрузки на двигатель, что, в совокупности с худшими условиями для его охлаждения ограничивают предельно время работы перфоратора. Соответственно, для вертикального исполнения двигателя условия для его охлаждения являются более благоприятными. Кроме того, агрегаты с вертикальной компоновкой выпускаются с видоизмененной конструкцией узла движения бойка, когда вместо обычного плавающего подшипника устанавливается специальный кривошипно-шатунный механизм. Несмотря на возрастающую в результате массу перфоратора, значение хода бойка заметно увеличивается.

Ударный механизм перфоратора может быть электромеханического или электропневматического типов. Последний более надёжен, поскольку исключает заклинивание при особо тяжёлых условиях применения, а потому реализуется в подавляющем большинстве моделей.

Ударный механизм перфораторов лёгкого и среднего типов включает в себя плавающий подшипник, таран, боёк и поршень. Движение от электродвигателя сообщается внутренней обойме подшипника, в результате ось, соединённая с поршнем, начинает совершать возвратно-поступательные перемещения. В пространстве между тараном и поршнем возникают колебания воздушного давления: от разрежения до избыточного давления, что заставляет поршень двигаться, передавая при этом через таран удары на боёк. КПД привода определяется условиями трения при перемещении поршня и тарана. В связи с наличием в корпусе ударного механизма отверстий, предназначенных  для входа-выхода воздуха, электропневматический привод обладает возможностью для своего отключения, если возвратно-поступательные перемещения поршня отсутствуют. Поэтому такие перфораторы потребляют номинальную мощность только при нагружении бойка осевым рабочим усилием.

Наличие кривошипно-шатунного механизма существенно увеличивает амплитуду колебаний поршня, что приводит к увеличению максимального значения энергии удара. В остальном принцип действия остаётся таким же, как и в предыдущем варианте. Для привода механизма применяется двухступенчатая передача чрез червячную пару на шестерню, и оттуда – на кривошипно-шатунный механизм. Передаточное число редуктора обычно является постоянным, но может и регулироваться электронным способом.

Удобство и эргономичность работы перфораторов решающим образом зависят от качества функционирования системы антивибрационной защиты. Их подразделяют на пассивные и активные (AVS). Правда,  AVS-системы устанавливаются только на мощных перфораторах. Пассивная же защита состоит в том, что на боёк устанавливается амортизационный узел, представляющий собой противовес, снабжённый возвратной пружиной. Полноценно погасить колебания при этом не получится, но отдача от бойка заметно снижается. Гашение вибрации достигается также и особой конструкцией установки ручки перфоратора: она может прикрепляться к корпусу при помощи пружины, шарнира или резиновых накладок (эффект от последних, впрочем, минимален).

Схема управления перфоратором принципиально не отличается от схемы управления дрелью: и там, и тут реализуется принцип, когда усилие нажатия на курок определяет число оборотов двигателя. Некоторые модели перфораторов (преимущественно повышенной мощности) собраны по электросхеме, которая стабилизирует число оборотов двигателя независимо от нагрузки на боёк.

При изготовлении корпуса перфораторов применяется разумное сочетание металлических частей (из стали или алюминия) с деталями из ударопрочного пластика. Поскольку пластик отличается повышенной теплоёмкостью, то условия теплоотвода у перфораторов с пластиковыми деталями хуже, чем для цельнометаллических корпусов. Для охлаждения механизма используются  также и отверстия в корпусе - как самого ударного узла, так и собственно перфоратора.

Безопасность работы перфоратора обеспечивается наличием в его конструкции предохранительной муфты. Она предназначена для оперативной остановки вращения патрона в случае заклинивания. Одновременно отсоединяется и кинематическая цепь с электродвигателем. Практическое применение нашли два типа муфт – фрикционные и пружинно-кулачковые. Фрикционные муфты проще, но менее надёжны, поскольку интенсивнее изнашиваются. В перфораторах от Энкор используется принцип динамического проскальзывания полумуфт при резком превышении крутящего момента (выше предельных значений для двигателя). Настройку такой муфты можно выполнить под конкретные условия применения перфоратора. 



4.jpg

Перфораторы Энкор и их эксплуатационные преимущества

Продукция Энкор производится как на отечественных предприятиях, так и в КНР, представляя собой изделия бюджетного класса, доступные многим. Достоинствами рассматриваемых перфораторов считаются:

  1. 1.   Оптимальное сочетание параметров мощности и числа оборотов двигателя, что определяет производительность инструмента.

  2. 2.   Быстрая и удобная смена рабочих насадок.

  3. 3.   Надёжность срабатывания предохранительной муфты.

  4. 4.   Наличие длинного шнура, обеспечивающего работу агрегата вдали от источника электроснабжения.

  5. 5.   Многофункциональность системы управления, которая контролирует и скорость оборотов, и глубину получаемого отверстия/паза.

  6. 6.   Возможность продолжительной работы.

  7. 7.   Достаточно широкий набор аксессуаров (щётки, свёрла, буры и т.д.).

В перфораторах Энкор применяется высококачественная смазка, которая гарантирует достаточную долговечность инструмента.

Оптимальный выбор перфораторов линейки Энкор обеспечивается тогда, когда потенциальному владельцу точно известны условия, в которых будет использоваться рассматриваемая техника - начиная от расстояния до розетки питания, и заканчивая размерами обрабатываемых отверстий и пазов. При несложных операциях, в частности, целесообразно приобретение компактных перфораторов Энкор, которые питаются от литий-ионовых аккумуляторных батарей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Возврат к списку